ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-901/18 от 23.03.2018 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Соломиной Л.А., при секретаре Савельевой Г.Е., с участием заместителя прокурора Курманаевского района Брылева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курманаевского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО Лабазинский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области о понуждении принять меры по регистрации права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курманаевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО Лабазинский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области о понуждении принять меры по регистрации права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. В обоснование своих требований указал, что ими проведена проверка исполнения гражданского законодательства и Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что на территории МО Лабазинский сельсовет имеются 6 скважин, 3 башни Рожновского и 3 каптажа, которые не поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества. Поскольку вышеуказанные объекты недвижимости являются бесхозяйными и расположены на территории администрации МО Лабазинский сельсовет, это влечет за собой обязанность органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования Лабазинский
сельсовет Курманаевского района Оренбургской области в течение 6 месяцев
со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество, с заявлением о поставке на учет в качестве бесхозяйного
имущества 6 скважин, 3 башни Рожновского и 3 каптажа. Обязать администрацию муниципального образования Лабазинский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области, по истечению года со дня постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные объекты.

В последствии прокурор Курманаевского района уточнил исковые требования, просит суд обязать администрацию муниципального образования Лабазинский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о поставке на учет в качестве бесхозяйного имущества: скважины и , расположенные в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>;
скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>, 3 башни Рожновского, а именно: башни Рожновского и ,
расположенные в <адрес>, башня Рожновского , расположенная в с.
<адрес>; 3 каптажа, а именно: каптаж , расположенный в <адрес>;
каптаж , расположенный в <адрес>; каптаж , расположенный в с.
<адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Лабазинский
сельсовет Курманаевского района Оренбургской области, по истечению года со
дня постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, обратиться в суд с
требованием о признании права муниципальной собственности на указанные
объекты.

В ходе судебного заседания представитель истца заместитель прокурора Брылев А.А. поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МО Лабазинский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Курманаевского района Оренбургской области проведена проверка исполнения гражданского законодательства и Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе проверки установлено, что на территории МО Лабазинский сельсовет имеются 6 скважин, 3 башни Рожновского и 3 каптажа, а именно: скважины и , расположенные в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; башни Рожновского и , расположенные в <адрес>, башня Рожновского , расположенная в <адрес>; каптаж , расположенный в <адрес>; каптаж , расположенный в <адрес>; каптаж , расположенный в <адрес>, которые не поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества.

Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из абзаца 3 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2, 4, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. N 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу пункта 2 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Согласно пункту 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Согласно п. 4 ст. 5 Устава муниципального образования Курманаевский сельсовет к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Поскольку скважины и , расположенные в <адрес>; скважина ,
расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>, 3 башни Рожновского, а именно: башни Рожновского и , расположенные в <адрес>, башня Рожновского , расположенная в <адрес>; 3 каптажа, а именно: каптаж , расположенный в <адрес>; каптаж , расположенный в <адрес>; каптаж , расположенный в <адрес> являются бесхозяйными и расположены на территории администрации МО Курманаевский сельсовет, это влечет за собой обязанность органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. При таких обстоятельствах, заявление прокурора Курманаевского района Оренбургской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Курманаевского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Лабазинский
сельсовет Курманаевского района Оренбургской области в течение 6 месяцев
со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о поставке на учет в качестве бесхозяйного имущества: скважины и , расположенные в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>; скважина , расположенная в <адрес>, 3 башни Рожновского, а именно: башни Рожновского и , расположенные в <адрес>, башня Рожновского , расположенная в <адрес>; 3 каптажа, а именно: каптаж , расположенный в <адрес>; каптаж , расположенный в <адрес>; каптаж , расположенный в <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Лабазинский
сельсовет Курманаевского района Оренбургской области, по истечению года со
дня постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, обратиться в суд с
требованием о признании права муниципальной собственности на указанные
объекты.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Соломина

Решение вынесено в окончательной форме 28.03.2018г.

Подлинник решения находится в материалах дела (1)-901/2018г. в производстве Бузулукского районного суда